4 Травня, 2020 Актуально
Детский тренер команды СДЮСШОР-Чайка Роман Боровых в огромном интервью рассказал про специфику детского футбола и воспитания.
Розговор специально для Табло провёл Олег Вахоцкий.
– Вспомните, как Вам поступило предложение начать свою тренерскую работу в “Чайке”.
– Оба моих сына уже занимались в Чайке к тому времени, как зашла речь о наборе группы детей 2009 года.
И когда начался набор футболистов 2009 года, Сергей Николаевич, зная меня, как человека, успевшего зарекомендовать себя с хорошей стороны – предложил попробовать. Для меня это было своего рода авантюрой, так как на тот момент я двигался в совершенно другом направлении своей деятельности. И начинать с нуля что-то новое, несмотря на то что тема футбола для была мне знакомой, тем ни менее, – работа с детьми, обучение детей – это совершенно другой вектор.
Для меня, в принципе, все вызовы в жизни интересны, и этот не стал исключением. Открою секрет: в начале было очень непросто, было сложно себя мотивировать. Как мы все понимаем, финансовой мотивации практически нет, но об этом мы поговорим чуть позже. Это же касается и стимула выигрывать какие-то кубки, то есть остается только внутреннее желание передавать детям свой опыт, и просто получать удовольствие от их достижений, от того как они растут на твоих глазах, – вот эта была, все-таки, самая основная мотивация которую я позже в себе обнаружил.
Эта вся история о предложении и пробе меня в данной роли произошла 4 года назад. С того момента моя жизнь кардинально изменилась, футбола в ней стало очень много, и я безумно рад что так произошло. Ко всем делам, которые составляют основную часть моей деятельности, я отношусь очень серьезно, поэтому посоветовавшись с Сергеем Николаевичем я принял решение получать профильное высшее образование. Чем я на протяжении всех этих 4 лет успешно и занимался. Одновременно м этим я прошел курсы тренерской подготовки категории С, то есть получил лицензию УЕФА, и системно начал широко изучать этот процесс.
– Итого уже на протяжении 4.5 лет вы являетесь наставником команды 2009 года. У кого, на ваш взгляд, присутствуют перспективы, если мы говорим об украинском или даже мировом футболе?
– Дело в том, что в таком возрасте говорить о каких-то перспективах это, мягко говоря, преждевременно. Основная причина, которая влияет на этот, так называемый “засвет” – это нехватка одной лишь одаренности. Этого не то что мало, можно сказать что шансы выделиться с помощью одного лишь таланта – практически равны нулю.
Тут большую роль играют попутные факторы, такие как: семейная обстановка, понимание со стороны родителей. К сожалению, на данный момент украинский футбол в таком состоянии, что еще одним весомым фактором является материальный аспект, то есть финансовая поддержка родителей. Плюс важны личные качества подрастающего футболиста, такие как: характер, интеллект, целеустремленность.
И, к тому же, любая случайность на пути обучения и становления футболиста может стать решающей. Поэтому говорить о перспективах – можно, но если рассматривать их всерьез, то на мой взгляд это очень рано.
– Результат vs развитие ребенка. Сейчас, к сожалению, многие тренера и спортивные школы в Украине отдадут предпочтение первому, почему так?
– Это очень интересный вопрос, я бы даже сказал утверждение-замечание. На самом деле, именно вот так на сегодняшний день и обстоят дела. Скажем так, если копнуть поглубже, немного отойти от темы детского футбола, и зацепить тему всего нашего общества, то можно прийти к выводу, что основная проблема – это наш менталитет. И мы, как детские тренера, даже на примере одной команды, не способны его изменить, это не в наших силах.
Родители ждут побед, кубков, медалей “здесь и сейчас”, начиная с 6 лет – в их глазах это происходит именно таким образом.
Для них это показатель того, что обучение ребенка происходит правильно, что они не ошиблись с выбором школы, тренера и вида спорта. Это ошибочное мнение, и правильно замечено, что это является проблемой, которая очень сказывается на подготовке наших футболистов, и не локально, а всей Украины, и я бы даже сказал всего пост-советского пространства в целом.
Наша система детских футбольных школ, а именно ориентация на результат “здесь и сейчас” – она откладывает отпечаток на правильный рост и развитие детей как спортсменов. То есть, мы должны уже с того возраста, в котором находится, к примеру, моя команда: не спеша, заниматься исключительно техникой, и подключать стратегию с тактикой, а также, не форсируя события – физическую подготовку, – это было бы правильно. Мы бы следовали основной цели, а именно к 17-18 годам полностью подготовить спортсмена. Системно, не торопясь – давать детям именно то, что им необходимо в этом возрасте. Но, к сожалению, это невозможно, потому что если мы пойдем исключительно данным путем, хоть он и правильный – мы не будем ничего выигрывать. Это констатация факта. Мы будем аутсайдерами. Но поведут ли детей в такую школу, к таким тренерам – это уже вопрос.
Если идти по пути постоянных побед, возвращаясь к началу разговора, то “здесь и сейчас” обозначает акцентировать внимание на тех детях, которые на данный момент физически сильнее, и находятся в опережении своего паспортного возраста. А у детей, которые немного отстают или развиваются в норме – становится меньше шансов показывать свои сильные стороны. И соответственно, к своим 17-18 годам мы отсеиваем огромное количество талантливых детей, которые в свое время уступали своим сверстникам по спортивным показателям. Поэтому задача детского тренера в нашем обществе – это искать компромисс, и какую-то золотую середину, для того чтобы и побеждать на турнирах, но при этом иметь достаточно гибкий подход, и демонстрировать свою веру в них, дабы давать всем детям себя проявлять.
– Именно поэтому сейчас у всех возрастов по 2-3 команды?
– Да, это как один из путей, который является частью этого компромисса: давать практику абсолютно всем детям, которые даже на данный момент “не блещат”, но через 2-3 года могут вполне быть на уровне, а то и выше тех лидеров, которые есть сейчас. Да, все верно, вторая и третья команды помогают решить этот вопрос.
– Что касается менталитета, после поездки на польский турнир, что Вы для себя оттуда вынесли?
– В первую очередь, этот турнир показал насколько разные подходы у европейских школ и украинских. Даже если мы и пытаемся в данной ситуации найти компромисс, но все же, будем откровенны: мы больше ориентируемся на результат. То в Польше было очевидно, что люди работают системно, “step by step”, несмотря ни на какие результаты. Таким образом, выполняются конкретные запросы и задачи для определенного возраста. Также, я обратил внимание, что отсутствовал какой-либо негатив от тренеров к детям, от родителей к детям, даже касательно аутсайдеров. Команды, которые зачастую проигрывали, ставили перед собой задачу в виде не “игры на выживание”, как это у нас часто бывает, а именно игры в футбол.
И еще один важный момент – это судейство. Судейство европейской школы отличается от нашей, в первую очередь, дисциплиной. Правила одни для всех, и мы на себе это очень хорошо прочувствовали. Так как мы привыкли к тому, что судьи часто не обращают внимание на неспортивное поведение детей на поле и много чего прощается. Поэтому у меня была возможность наблюдать за тем, как дисциплина воспитывается с самого раннего возраста.
– Каким образом турниры подбираются в Украине: их подбирает родитель, тренер или школа?
– Подбор турнира, это важный момент. Их, конечно же, подбирают не родители, а тренер команды, безусловно, советуясь со старшим тренером своей школы и остальными коллегами. Подбор турнира это щепетильный момент, поскольку сам турнир должен соответствовать уровню команды, функциональной готовности футболистов.
Если мы говорим о средней команде, то постоянно посещать турниры самого высокого уровня и на них проигрывать – это будет неправильный выбор. Поскольку, мы психологически разрушим команду, все перспективы и возможности роста.
Если команда сильная, безусловно, должны быть сильные и средние турниры, чтобы игра была как на равных, так и немного слабее по уровню, чтобы дать возможность проявить футболистам все качества. Что касается средненьких команд, точно также, нужно играть на средних и сильных турнирах. Но и слабым необходимо периодически ездить на сильные и хорошие турниры, для того чтобы ориентироваться на каком уровне движется их год, а также, строить цели и планы на дальнейшую работу….
– За 4 года Вашей тренерской работы в “Чайке”, какой из турниров Украины, где вы принимали участие, является наиболее представительским на Ваш взгляд?
– Самый представительский турнир в Украине, который мы посетили – это “Utmost Cup” в Виннице, так как в нем представлены абсолютно все самые сильные школы. И также неплохой турнир проводит Андрей Фощий в Черкассах, Кубок Австралии. Скажу что из десятков турниров нашей страны, в которых мы приняли участие – это два самых сильных.
– На черкасской арене, как Вы оцените уровень своей команды относительно остальных, и кого считаете самым главным конкурентом?
– Так сложилось, что в Черкассах с самого начала было 2 коммунальные школы, которые имеют длительную историю противостояния. За последние лет 10-12 в эту сферу начали входить и частные школы, в которых тренера работают на коммерческих основах. Некоторые из них уже добились хороших результатов, поэтому их можно оценивать как конкурентов. Конечно же, основным конкурентом для нас как был так и является “Днепр-80”.
В целом, много хороших коллективов, но они не стабильны. Я имею в виду коммерческие организации: один год хороший, второго года или нет, или он слабенький, посредственный. Поэтому если глобально, то “Днепр-80”, других нет.
– Опишите свою тренерскую философию и видение футбола тремя словами?
– Тремя словами очень сложно, тогда попробую просто лаконично. Первое, это: самосовершенствование тренеров. Как говорил Лобановский: “Если ты остановился в своем развитии, то ты зачерствел, и тебя уже можно отправлять на свалку истории”. Саморазвитие – это неотъемлемая часть в успешности тренерского дела. Необходимо идти в ногу со временем, а если получается, то опережать его.
Второе, это: дисциплина на примере самого тренера, но которая также проявляется во всех мелочах – в команде и даже родительском коллективе.
И третье, это: системность в работе. По сути, если исходить из научного подхода к любому виду деятельности, то должна быть системность. Интерпретируя это в футболе, то речь идет о построении длительного плана подготовки, который после разбивается на месячные мезо-циклы и, соответственно, после – на микро-циклы. Вот эта системность она также является неотъемлемым фактором успеха.
– Возможно, у Вас есть кумиры среди мировых тренеров, на которых Вы равняетесь, ведя свою тренерскую деятельность?
– Есть тренера, которые, безусловно, вдохновляют, глядя на их работу, получаешь новые знания. Такие тренера это: Моуриньо, Клопп, Гвардиола, а если говорить о наших, то это Ребров и Лобановский. Но мы говорим сейчас о тренерах которые работали с уже сформировавшимися профессионалами, а наш род деятельности предусматривает обучение с самого начала. Если говорить с футбольной точки зрения, то мы “учим детей ходить”. Конечно же, методы работы, которые используются в профессиональном футболе, здесь практически невозможно применить. В детском футболе совершенно другая специфика.
– Как вы относитесь к предложению Сергея Николаевича касательно объединения “Днепр 80” и “Чайки” для более плодотворного участия на чемпионатах Украины? Реально ли с финансовой точки зрения одной школе играть достойно?
– Начну с первой части вопроса, по поводу слов Сергея Николаевича. Он очень опытный тренер, и сделал довольно-таки конструктивное предложение, которое я поддерживаю. Безусловно, было бы здорово объединить усилия двух самых сильных школ области для того чтобы более достойно выступать на украинской арене. Делать сборную команду из всех детских футболистов Черкасс – это большой шаг вперед в плане развития для сильных участников, так как они будут играть в высшей лиге на виду у очень сильных команд и академий. Есть, конечно же, подводные камни с точки зрения организационных моментов, но по сути это правильное предложение и я с ним согласен.
Что касается финансов, тут самый главный вопрос даже не в этом, хотя и этот момент интересный. Тут большую роль играет нехватка количества исполнителей необходимого уровня в одной школе, который бы позволил участвовать в высшей лиге ДЮФЛУ. Зачастую, нужное количество исполнителей не набирается на целую команду, а тем более еще и с запасными. Безусловно, достойно выступить одной школе в высшей лиге очень сложно. Для первой лиги, как показывает практика, исполнителей хватает.
– Вы тренируете команды 2009 и 2014 годов, с кем из них сложнее?
– Скажем так, в каждом возрасте свои нюансы. Поэтому сказать с кем сложнее, наверное, невозможно. С 09 годом проще в том плане что дети лучше воспринимают ту информацию, которую я бы хотел до них донести, у них уже сформировалась и открылась вторая сигнальная система восприятия.
Да, проявляется характер и где-то становится тяжелее в общении, но если мы говорим о 14 годе, то детки еще очень сложно реагируют на объяснения, но они довольно-таки послушные. Основная сложность действительно в том, что это маленькие детки, которые часто расстраиваются, часто плачут. Так что с моральной точки зрения могу сделать для себя выбор, что мне с 14 годом сложнее.
– Как правило, у детей есть спады от тайма к тайму, из-за чего важна роль тренера в качестве психолога. Считаете ли Вы себя хорошим психологом, и есть ли у Вас какая-то “коронная фраза”?
– Фирменной фразы на этот счет, скорее всего нет. И я считаю, что в этом деле ее и быть не должно, потому что каждый матч и каждое соревнование отличаются друг от друга, из-за чего мы имеем разное психологическое состояние команды. Поэтому необходимо подобрать какую-то мотивацию для детей, которая соответствует конкретному психологическому состоянию в данный временной промежуток.
Возвращаясь к вопросу о том, какую цель мы должны ставить перед собой: “зацепиться зубами и выиграть” или речь идет о более глобальном – подготовить к 17-18 годам хорошего спортсмена, который готов усилить какую-то из профессиональных команд. Так что если правильно все рассмотреть, и настроить детей на игру в футбол, чтобы они показывали все свои наилучшие качества и не боялись ошибаться, чтобы они принимали правильные решения, не переживали за пропущенный гол и тд. Тогда у нас получится не биться за результат и не превращать футбольную игру в “сбор урожая” с криками тренеров и родителей, и нервами судьей, соответственно.
– Теперь о теме карантина: как он отразился на вашей жизни, возможно, в силу свободного времени Вы опять определили для себя еще какие-нибудь новые таланты?
– Да, карантин внес свои коррективы во все. И, я думаю, затронул каждого жителя нашей страны, и почти всей планеты. Я бы не сказал что я начал заниматься чем-то, чего не делал раньше. Я стал стараться использовать освободившееся в результате этого события время для работы над собой. Больше читал, прослушивал вебинары, изучал все что касается детского футбола в Украине и за ее пределами. И как раз в период карантина у меня началась сессия в университете, которая проходит онлайн. Так что большинство времени я посвятил учебе и самосовершенствованию.
– Проходят ли тренировки в онлайн-режиме, и как вы поддерживаете связь с футболистами?
– Безусловно, тренировка дома, или в одиночку на улице в возрасте 10 лет не могут заменить полноценный тренировочный процесс, который проходит системно под руководством тренера, с той дозировкой определенных физических нагрузок, которая необходима.
Мы, как и весь мир, за время современной истории, оказались в подобной ситуации впервые. И, конечно, необходимо было приспосабливаться, чтобы поддержать форму, или хотя бы для того, чтобы дети не забывали о футболе и скучали за полноценными тренировками.
Да, мы снимали видео-уроки для детей. Я предлагал выполнять упражнения с определенной дозировкой. Эти упражнения предусматривали возможность занятия в условиях карантина в квартире. Там была работа с мячом и небольшая группа физических упражнений для общей физической подготовки. Также, мы с моей группой проходили новую теорию, и вспоминали старую. Был разбор тактических моментов в нашей группе в Вайбере и в режиме zoom-конференции.
– Если говорить об этапности, какие действия вы предусматриваете после окончания карантинного периода?
– Необходимо сказать о том, что коррективы будут не только у нас, но и у всех наших конкурентов в Украине, и мы все находимся в одинаковых условиях. Безусловно, отсутствие постоянной физической нагрузки и системных тренировок скажется, и у детей опустится уровень их функциональной подготовки до довольно-таки, низкого уровня. Поэтому, для начала нам необходимо вернуться хотя бы на прежний уровень готовности, а для этого нужно как минимум целый мезо-цикл “втягивающих” тренировок, посредством которых мы приблизимся до желаемого уровня.
Если говорить глобально, то есть план на год, который до сих пор не выполнен, поэтому будем стараться догнать его без летнего перерыва и работать над этим. Необходимо втянуться, так как тот уровень работы который дети могли выполнить, к примеру в начале Марта, и тот объем работы который они смогут выполнить в конце карантина – это несопоставимо.
– Какие Вы можете дать советы для поддержки хорошей формы подрастающему футболисту во время этого перерыва?
– Интересный вопрос, поскольку зачастую есть факторы которые не зависят от самого футболиста. К примеру, возраст: мы знаем, что ребенок до 14 лет не имеет права находиться сам на улице в период карантина. Соответственно, он не может выполнить свою цель без участия родителей. Не у всех родителей может получиться выйти на улицу для пробежки 3-4 раза в неделю, и проконтролировать это с ребенком, что усложняет ситуацию.
Если мы абстрагируемся от этого всего, и предположим, что все получается – это, безусловно: движения без задействования спортивных площадок, на которых сейчас нельзя находиться. Лучше всего подойдут пробежки по индивидуальным рекомендациям тренера. Также, это отжимания, приседания, упражнения для брюшного пресса. И работа с мячом, необходимый минимум: жонглирование, передачи, остановки мяча.
– Реально ли сейчас прожить в Украине на зарплату детского тренера?
– Я думаю, что на этот вопрос ответит любой человек у нас в стране. Конечно же, это нереально, и зарплата детского тренера, на данный момент, не позволяет прожить самому, и тем более, содержать семью. К сожалению, вот такие вот реалии. И детский тренер точно ничего с этим поделать не сможет, такая вот ситуация.
Усі найцікавіші новини з сайту Табло можна отримувати в нашому телеграм-каналі